Квалификационный экзамен экспертов РТН | Аналитический Бизнес Центр РФ

Квалификационный экзамен экспертов РТН

Аналитический Бизнес Центр РФ проводит подготовку сотрудников экспертных организаций для последующей сдачи квалификационного экзамена эксперта в Ростехнадзоре, а так же осуществляет поддержку экспертов по ПБ в написании научных статей и публикаций в области промышленной безопасности, а именно для Эксперта по промышленной безопасности :

  • размещение в средствах массовой информации не менее 10 публикаций по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности;

  • участие в разработке нормативной, технической и методической документации в области проведения экспертизы промышленной безопасности (необходимо представить перечень разработанных документов).

Аттестация экспертов по ПБ по новым правилам и требованиям. Квалификационный экзамен экспертов в Ростехнадзоре. Проверь свою квалификацию эксперта для успешной сдачи экзмена в РТН!

Аттестации экспертов в области промышленной безопасности. Положение от 28.05.2015 № 509 и регламент Ростехнадзора об аттестации экспертов в области промышленной безопасности.

Не тратьте время,
мы с радостью все Вам расскажем!

звоните: 8fax: (495) 280-78-98
или пишите: info@abcrf.ru

Экзамен на первом этапе считается положительно пройденным если у эксперта после первого этапа тестирования получается следующий ниже результат:

  • 1ая категория - 190 правильных ответов на тестовый билет
  • 2ая категория - 180 правильных ответов на тестовый билет
  • 3я категория -   170 правильных ответов на тестовый билет 

Второй этап - это решение экспертом квалификационных задач со следующим результатом:

  • 4 правильно решенные задачи - это эксперт 1 категории
  • 3 верно решенных задачи - это эксперт 2 категории
  • 2 верно решенных задачи - это эксперт 3 категории

Последний этап - это собеседование, которое проводится в указанный в уведомлении день. Собеседование назначается не позднее 10 рабочих дней после успешного решения экспертом задач по квалификационной аттестации.

Перечень требований для разработки и публикации статей для экспертов. 

Для совместной работы по подготовке материалов и опубликования статьи в периодических изданиях от эксперта по промышленной безопасности необходимо предоставить следующие данные:

  • Фамилия, имя, отчество эксперта.
  • Организация и занимаемая должность.
  •  Список экспертиз, которыми занимается.
  • Предполагаемая тематика статьи.
  • Область аттестации на которую планируется аттестоваться эксперт по ОПО (Например: Э1ТУ, Э1ЗС, Э7ТУ, Э7ЗС, Э8ТУ, Э8ЗС, Э9ТУ, Э9ЗС, Э11ТУ, Э13ТУ, Э13ЗС, Э14ТУ, Э15ТУ иЭ18 У).
  • Срок размещения публикации зависит от срока выхода нового номера журнала или газеты и составляет срок от полутора до двух недель.

Весь перечень реестров по экспертам промышленной безопасности будет вестись в одном реестре РТН. Реестре экспертов будет вестись  электронном виде и будет размещаться на официальному сайте Ростехнадзора, который будет доступен для всех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комиссии по вопросам проведения экспертизы промышленной 
безопасности Общественного совета при Ростехнадзоре

на проект приказа Ростехнадзора «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» 

Комиссия по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности Общественного совета при Ростехнадзоре (далее – Комиссия Общественного совета по экспертизе) рассмотрела проект приказа Ростехнадзора «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» и сообщает следующее.

26 августа 2014 г. на портале регулятора правительства был размещен для публичного обсуждения проект приказа Ростехнадзора «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» (далее – проект акта).

Проект акта разработан в целях реализации Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 No 682, а также Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 No 538 (далее – ФНП по экспертизе промышленной безопасности).

Согласно проекту акта претендент на звание эксперта в области промышленной безопасности будет обязан пройти аттестацию в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в специально создаваемой для этого аттестационной комиссии Ростехнадзора с присвоением ему соответствующего класса.

Класс эксперта зависит от стажа работы в области промышленной безопасности (1 класс – не менее 14 лет, 2 класс – 10 лет, 3 класс – 7 лет, 4 класс – 5 лет), количества экспертиз, в которых он принимал участие (1 класс – не менее 20 экспертиз, 2 класс – 10 экспертиз, 3 и 4 классы – не устанавливается), а также количества размещенных в средствах массовой информации публикаций в области промышленной безопасности (1 класс – не менее 15 публикаций, 2 класс – 10 публикаций, 3 класс – 7 публикаций, 4 класс – 5 публикаций). Соответственно на опасных производственных объектах 1 класса опасности сможет работать только эксперт 1 класса, на опасных производственных объектах 2 класса опасности – 1 и 2 класса и т.д.

Комиссия Общественного совета по экспертизе считает важным и своевременным принятие решения о юридическом закреплении порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности, отвечающего новым положениям Федерального закона от 27.07.1997 No 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон о промышленной безопасности). В целом проект приказа соответствует современной задаче повышения эффективности 2 государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности.

При рассмотрении проекта акта Комиссией Общественного совета по экспертизе с привлечением ведущих экспертных организаций выявлен ряд положений, носящих избыточный характер, а также замечаний концептуального и технического характера.

1. Введение в действие проекта акта приведет к коллизии между приказом Ростехнадзора «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» и приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 No 538 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», которые содержат отличные требования к экспертам, в частности, по направлениям высшего образования, опыту участия в экспертизах, наличию публикаций в средствах массовой информации.

2. Предлагаемый порядок аттестации предусматривает создание лишь одной аттестационной комиссии Ростехнадзора для аттестации экспертов в области промышленной безопасности. Это приведет к возникновению у экспертных организаций (претендентов на звание эксперта, экспертов), осуществляющих деятельность в отдаленных регионах Российской Федерации, значительных материальных, финансовых и иных издержек, связанных с направлением работников в аттестационную комиссию Ростехнадзора, а также они столкнутся с проблемой замещения руководителей и специалистов на время их поездок в Москву.

3. В настоящее время на рынке экспертизы действует около 8 тыс. экспертов в области промышленной безопасности. В случае проведения очередной аттестации эксперта один раз в три года потребуется ежегодно аттестовывать или ператтестовывать около 2700 экспертов или примерно 225 человек в месяц. Аттестация такого большого количества экспертов, включающая проверку теоретических знаний, практических навыков в виде решения ситуационных задач и итоговую защиту, потребует огромных затрат рабочего времени сотрудников Ростехнадзора и сторонних специалистов, привлекаемых в аттестационную комиссию. Вряд ли сможет справиться с таким объемом работы и секретарь аттестационной комиссии.

4. Уровень требований для экспертов 1 – 3 классов по стажу работы и для всех экспертов – по количеству публикаций в средствах массовой информации является завышенным и избыточным.

Квалификационный критерий «размещение в средствах массовой информации публикаций в области промышленной безопасности» не может служить веским доказательством профессионализма эксперта в области промышленной безопасности. Должностной обязанностью эксперта в области промышленной безопасности является выполнение работ в строгом соответствии с требованиями федеральных законов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а не написание и публикация статей в средствах массовой информации.

К тому же из практики известно, что только единицы экспертов имеют подобные публикации, совсем ничтожное количество таких лиц среди претендентов на звание эксперта. Так, в экспертных организациях достаточно много бывших работников Ростехнадзора, которые имеют высокую квалификацию в своей области, но мало кто из них имеет требуемое количество публикаций.

5. Проект акта не устанавливает требования к профессиональному уровню, беспристрастности и независимости, а также порядку отбора включаемых в аттестационную комиссию Ростехнадзора «представителей подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору учреждений, научных и общественных организаций, высших учебных заведений». Этим людям придется оценивать качество владения претендентами на звание эксперта практическими навыками в аттестуемой области, участвовать в принятии решения об аттестации, присвоения ему соответствующего класса. Такая миссия может быть возложена только на специалистов, действительно признанных и уважаемых экспертным сообществом.

При этом из числа организаций (учреждений, заведений), представители которых включаются в аттестационную комиссию Ростехнадзора, необоснованно исключены профессиональные объединения в области проведения экспертизы промышленной безопасности, которые сейчас объединяют более трети всех экспертных организаций. Благодаря деятельности этих организаций сейчас нивелируются серьезные проблемы, имеющиеся на рынке экспертизы, прежде всего такие, как отсутствие современной нормативной и методической базы экспертизы промышленной безопасности, учитывающей отраслевую специфику объектов экспертизы; отсутствие механизмов очистки рынка от недобросовестных участников; отсутствие реального контроля за деятельностью экспертных организаций.

6. Существующая сейчас система аттестации экспертов, в отличие от изложенного в проекте акта, предусматривает предаттестационную подготовку претендентов на звание эксперта в области промышленной безопасности. Программы предаттестационной подготовки (ранее подлежали согласованию с Ростехнадзором) включают изучение претендентами в эксперты и экспертами, подтверждающими свою квалификацию, новых нормативных и руководящих документов, новых направлений в развитии техники, новых методик проведения экспертизы, особенностей использования новых приборов и оборудования для неразрушающего контроля и т.п. Многолетний опыт проведения предаттестационной подготовки показал высокую эффективность и необходимость этой услуги.

7. Принятие проекта акта в существующей редакции приведёт к невозможности перехода эксперта с 4-го класса в 3-ий, с 3-го во 2-й и т.д., в связи с тем, что эксперт более низкого класса не может проводить экспертизу на объектах более высокого класса опасности. Например, эксперт второго класса не вправе проводить экспертизу на объектах первого класса опасности. Тогда как он наберет необходимое для аттестации на первый класс количество экспертиз на объектах первого класса опасности?

Деление опасных производственных объектов на классы обусловлено в основном количеством обращаемых на них опасных веществ и не имеет прямого отношения к процессу экспертизы. Согласно Федеральному закону о промышленной безопасности функции, обязанность и ответственность экспертов идентичны на всех опасных производственных объектах, независимо от их класса.

Введение классов для экспертов существенно затруднит проведение экспертизы общепромышленных технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах. Например, для технического диагностирования общепромышленных грузоподъемных кранов или сосудов, работающих под давлением, на атомной электростанции или химическом предприятии не может быть допущен эксперт 4 класса, а эксперт 1 или 2 класса, допущенный к проведению экспертизы на таких предприятиях, эти работы не выполняет.

8. Реорганизация существующей сейчас системы аттестации экспертов наверняка столкнется с главной проблемой экспертизы – отсутствием нормативно-методических документов по порядку проведения экспертизы промышленной безопасности, учитывающих отраслевую специфику предметов экспертизы, знания которых дают основания определить и оценить квалификацию эксперта, качество и правильность выполнения им экспертиз. Отсутствие таковых делает любое экспертное заключение субъективным.

9. Проект акта не предусматривает:

− «переходного периода» для аттестованы в качестве экспертов согласно действующей в настоящее время системе;

− особых условий аттестации для лиц, имеющих ученые степени, подтвержденные ВАКом и работающих в экспертных организациях.

10. Перечень областей аттестации экспертов не охватывает ряд объектов экспертизы, в частности, направление применения взрывчатых материалов.

11. Одно и то же понятие в проекте акта и в Федеральном законе о промышленной безопасности называется по-разному: соответственно «предмет экспертизы» и «объект экспертизы», что затрудняет его понимание.

12. Ряд норм, содержащихся в проекте акта, допускают двоякое понимание или вовсе, непонимания при их применении. В частности:

− «стаж работы в области промышленной безопасности». Неясно, какая еще деятельность в области промышленной безопасности может быть

тех специалистов, которые зачтена кроме деятельности в области проведения экспертизы промышленной безопасности?;

− «итоговая защита». Под этим можно понимать и защиту своего экспертного заключения и специальное задание и т.п.;

− «сведения об освоенных методиках исследований, методах технического диагностирования, а также используемых средствах измерений, испытательного оборудования применявшихся претендентом на звание эксперта на практике». Неясно, какими документами (свидетельствами о повышении квалификации, удостоверениями специалиста неразрушающего контроля ...) могут подтверждаться указанные сведения?;

− «прекращение действия квалификационного удостоверения и аннулирование аттестационных документов, если установлен значительный перерыв в работе (более одного года суммарно) по аттестованной области». Неясно, что означает суммарно?

С целью устранения вышеотмеченных замечаний Комиссия Общественного совета по экспертизе предлагает:

1. Момент введения в действие нового порядка аттестации экспертов приурочить к вступлению в силу изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в части наделения Ростехнадзора полномочиями в сфере аттестации, и в ФНП по экспертизе промышленной безопасности, в части установления дополнительных требований к экспертам в области промышленной безопасности (включая наличие у эксперта высшего технического образования, опыта участия в экспертизах, опыта научно-технической деятельности).

2. Предусмотреть два уровня аттестационных комиссий для аттестации экспертов:

− Центральная аттестационная комиссия Ростехнадзора для аттестации экспертов 1, 2 классов на право проведения экспертиз на опасных производственных объектах чрезвычайно высокой и высокой опасности;

− территориальные (по местам расположения территориальных органов Ростехнадзора) или региональные (по Федеральным округам) аттестационные комиссии для аттестации экспертов 3, 4 классов на право проведения экспертиз на опасных производственных объектах средней и низкой опасности.

  1. Увеличить срок действия аттестации до пяти лет.
  2. Квалификационные критерии к лицам, претендующим на звание

экспертов в области промышленной безопасности, изложить в следующей редакции:

«1) эксперт в области промышленной безопасности 1 класса – в отношении опасных производственных объектов чрезвычайно высокой опасности при стаже работы в области промышленной безопасности не менее 10 лет, а также участии в проведении не менее 15 экспертиз промышленной безопасности на объектах 1 и 2 классов опасности;

2) эксперт в области промышленной безопасности 2 класса – в отношении опасных производственных объектов высокой опасности при стаже работы в области промышленной безопасности не менее 7 лет и участии в проведении не менее 10 экспертиз промышленной безопасности на объектах 2 и 3 классов опасности;

3) эксперт в области промышленной безопасности 3 класса - в отношении опасных производственных объектов средней опасности: стаж работы в области промышленной безопасности не менее 5 лет и участии в проведении не менее 10 экспертиз промышленной безопасности на объектах 3 и 4 классов опасности;

4) эксперт в области промышленной безопасности 4 класса - в отношении опасных производственных объектов низкой опасности: стаж работы в области промышленной безопасности не менее 5 лет и участии в проведении не менее 5 экспертиз промышленной безопасности на объектах 4 класса опасности.

Для экспертов в области промышленной безопасности 1 и 2 классов, проводящих экспертизу декларации промышленной безопасности или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности, обоснования безопасности опасного производственного объекта и изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта, дополнительным квалификационным критерием является размещении в средствах массовой информации не менее 5 публикаций по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности.».

5. Предусмотреть возможность включения в состав аттестационной комиссии, наряду с представителями подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору учреждений, научных и общественных организаций, высших учебных заведений, также представителей профессиональных объединений в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

6. В проекте акта прописать требования к членам аттестационных комиссий Ростехнадзора для аттестации экспертов, которые должны быть не ниже следующих:

  • −  стаж работы в области промышленной безопасности не менее 15 лет;
  • −  размещение в средствах массовой информации не менее 10 публикаций по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности;

    − участие в разработке нормативной, технической и методической документации в области проведения экспертизы промышленной безопасности (необходимо представить перечень разработанных документов).

В целях обеспечения принципов беспристрастности и независимости члены аттестационных комиссий Ростехнадзора для аттестации экспертов:

− не должны совмещать работу в аттестационной комиссии с деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности.

− должны быть независимы от любого воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Представители научных и общественных организаций, высших учебных заведений, профессиональных объединений в области проведения экспертизы промышленной безопасности должны включаться в состав аттестационных комиссий Ростехнадзора по представлению руководителей управлений Центрального аппарата Ростехнадзора, территориальных органов Ростехнадзора и профессиональных объединений в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

7. В целях повышения информированности претендентов на звание экспертов об изменениях в нормативной и технической документации, о новых методиках проведения технического диагностирования и обследований, диагностическом и испытательном оборудовании, средствах измерений, а также для обеспечения более эффективной работы аттестационной комиссии предлагается в проекте акта предусмотреть обязательность проведения предаттестационной подготовки экспертов по программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. При этом типовая программа предаттестационной подготовки экспертов должна включать:

− теоретическую и практическую подготовку обучающихся;
− проведение тренировки (решение ситуационных задач);
− сдачу предварительных экзаменов (тестирование на компьютере); − оформление и представление на лиц, успешно сдавших

предварительный экзамен, пакета документов в образовательное учреждение, подведомственное Ростехнадзору (на которое возложено обеспечение материально-технического, методического и организационного сопровождения проведения аттестации экспертов).

Представляется возможным для организации предаттестационной подготовки воспользоваться значительным опытом аттестации экспертов в области промышленной безопасности и проводить ее силами имеющихся независимых органов по аттестации экспертов.

Образовательное учреждение, подведомственное Ростехнадзору, получив пакет документов, должно будет рассмотреть его и, при положительном заключении, направить в соответствующую аттестационную комиссию.

Аттестационная комиссия проводит только экзамен на компьютере и собеседование, на основании чего выносит решение. Такая многоуровневая схема позволит принимать более обоснованные решения об аттестации экспертов, позволит разгрузить аттестационную комиссию.

8. Деление экспертов на классы предусмотреть только в отношении следующих предметов экспертизы:

− документация на консервацию, ликвидацию и техническое перевооружение опасного производственного объекта;

− декларация промышленной безопасности или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

− обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

9. Необходимо срочно решить вопрос признания документов в области экспертизы промышленной безопасности, ранее разработанных общественными, профессиональными объединениями и научно- исследовательскими организациями, а также их актуализации, либо развернуть работу по разработке современной нормативно-методической базы проведения экспертизы промышленной безопасности.

10. Предусмотреть в проекте акта, что лица, имеющие ученые степени, подтвержденные ВАКом и работающие в экспертных организациях, могут быть аттестованы в качестве экспертов по соответствующим областям и классам по предоставлению руководителя экспертной организации без прохождения компьютерного тестирования и собеседования.

11. Прописать в приказной части проекта акта, что ранее полученные удостоверения экспертов в области промышленной безопасности действуют до окончания срока, на который они были выданы.

Комиссия Общественного совета по экспертизе считает необходимым просить руководство Ростехнадзора: 

направлять ей на предварительное рассмотрение и отзыв разрабатываемые Ростехнадзором проекты нормативных правовых актов до их представления на публичное обсуждение; 

привлечь членов комиссии к доработке рассматриваемого проекта акта.

Надеемся, что вопросов у Вас не осталось! В любом случае, мы готовы обо всем рассказать.

звоните: 8fax: (495) 280-78-98
или пишите: info@abcrf.ru

Аналитический Бизнес Центр всегда ищет партнеров для взаимовыгодных отношений. Мы всегда держим свои обязательства. Мы всегда в курсе событий по всем нашим услугам.

Направление: Ростехнадзор

Обучение: Эксперты по промышленной безопасности

Публикации экспертиз промышленной безопасности для аттестации экспертов по промбезопасности по новым требованиям