НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ | Аналитический Бизнес Центр РФ

НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
СООТВЕТСТВИЙ ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ
НОВЫХ ПЕРЕЧНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ
ПОДГОТОВКИ УКАЗАННЫМ В ПРЕДЫДУЩИХ ПЕРЕЧНЯХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 марта 2015 г. № АК-666/05

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с поступающими обращениями по вопросу применения установленных соответствий при утверждении новых перечней специальностей и направлений подготовки по уровню высшего образования подготовки кадров высшей квалификации указанным в предыдущих перечнях специальностей и направлений подготовки разъясняет.

В соответствии с утратившими силу Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" послевузовское профессиональное образование относилось к установленному в Российской Федерации образовательному уровню (образовательному цензу). Подготовка кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования осуществлялась в соответствии со следующими перечнями (далее - старые перечни):

в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2009 г., регистрационный № 13561);

в ординатуре в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г. № 14032);

в ассистентуре-стажировке в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 127 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2012 г., регистрационный № 23598).

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В соответствии с Федеральным законом профессиональное образование реализуется по уровням образования. Подготовка кадров высшей квалификации является третьим уровнем высшего образования.

Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона образовательный уровень послевузовского профессионального образования приравнивается к уровню высшего образования в следующем порядке:

послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Частью 2 статьи 108 Федерального закона установлено тождество в части наименований основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования следующим образовательным программам:

основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре - программам ординатуры;

основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки - программам ассистентуры-стажировки.

В соответствии с Федеральным законом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163) утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования (далее - новые перечни):

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Соответствия специальностей и направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), содержащихся в новых и старых перечнях, установлены:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 г. № 4 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный № 31403);

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2014 г. № 1192 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2014 г., регистрационный № 34124).

При этом Министерство обращает внимание, что установленные соответствия по специальностям и направлениям подготовки, указанным в старых и новых перечнях, подтверждают право организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организации), осуществлять образовательную деятельность по специальностям и направлениям подготовки, имеющимся в лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) и в свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, выданные организациям по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в соответствии со старыми перечнями, подтверждают государственную аккредитацию всех образовательных программ, указанных в лицензии организации и относящихся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, в соответствии с действующими на момент принятия решения о государственной аккредитации перечнями укрупненных групп специальностей, направлений подготовки.

При этом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года (часть 9 статьи 108 Федерального закона).

Дополнительно сообщаем, что абзацем первым пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" установлено, что основные профессиональные образовательные программы высшего образования (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки), по которым срок действия свидетельства истекает после 1 сентября 2013 г., но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ, а также по которым имеются обучающиеся, завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 г. до вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов, считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2015 года.

А.А.КЛИМОВ